top of page

«Золотой» ребенок.

Грандиозное название, но по мере разворачивания данного текста и пояснения почему так назвал, то скорей возникнут иные чувства. «Золотой» ребенок ассоциируется с удобным, красивым, ценным, идеальным- и одновременно не живым, «мертвым», пустым, высокомерным и недоступным для других. Способ себя ощущать золотым это- возможность уйти из контакта, не строить близкие, доверительные отношения, не показывать свою уязвимость, стараясь сохранить покерфейс. Надменность, высокомерие долженствование от других и от себя следствие травматического опыта, раненной

Я-концепции и атакованной самооценки. Внешняя атакованность для ребенка воспринимается как норма (получил по заслугам, так мне и надо) формируется эго-синтонность(я плохой и поэтому родители ругают). Я-плохой, оценка самого себя вследствие внешней деструктивной оценки формируется ошибочное мнение о себе.

 

Плохим быть стыдно и страшно, что могут отвергнуть, разорвать отношения, не любить, изгнать из дома, семьи, общества и остаться в одиночестве. Появляется нарциссический токсический стыд за себя, свое существование, за свои мысли, чувства, действие, внешность и даже походку. В процессе взросления при отсутствии поддержки стыд является «спутником» жизни, выбор в жизни уже диктуется не ценностями и потребностями, а способом избежать этого стыда, сделать все правильно. Стать идеальным, исправиться, исправить себя-сделать все чтобы нравиться родителям, учителям, сверстникам. Превратиться в золотого ребенка, которого бы любили, ценили, уважали, признавали. Быть другим для других, стараясь быть другим и для себя, отвергая уже собственные действия, мысли, эмоции и чувства.

 

Ощущать себя золотым это фантазия нравится всем, быть хорошим человеком для других, что не выносимо от мысли, что другие что-то плохое подумают. Невозможно это вынести, поэтому вся энергии в межличностной коммуникации сфокусировано на другом человеке и его потребностях. Установка из детства- чтобы партнер не бросил меня и не отверг, нужно чтобы он/она был всегда доволен, улыбался и нужно все потребности его удовлетворить. В дополнении это невротическая потребность не вступать в отношения так как есть много стыда и собственной уязвимости и одновременно желание нравиться другим. Чтобы другие посмотрели и сказали, ого, как классно, круто и пошли дальше.

В этом также появляется зависимое поведение, что человек рано или поздно просто устает обслуживать потребности других людей так как это невозможно сделать возникает апатия, депрессия, разочарование собой, формируется психосоматическая симптоматика, тревожные расстройства.  При невыносимости контакта проявляется другая полярность зависимости — это контрзависимость, когда человек дистанцируется от людей, не вступает в близкие отношения, не завязывается дружба, при появлении намека на близость избегает контакт. В контрзависимости человек чувствует себя спокойно, уютно, но сильно одиноко. Некий способ сохранить себя быть в далеке, так как при приближении к другому теряется чувствительность, пропадает собственная значимость, ценность, не ощущается потребности рядом с другим. Чужие потребности считываются как более важными и нужными. Получается два полюса, на одном это люди и стыд-потеря себя- на другом полюсе одиночество, безопасность и частичное опознавание своей потребности. В одиночестве свою потребность удовлетворять не так страшно, как с кем-то.

В этой точке и начинается межличностные американские горки, когда становится невыносимо одиноко начинает приближаться к другим, вновь ранится, разочаруется и уходит вспять. Потребность переработать травматические переживания превращаются в ретравматизацию. Надежда на получение признание, любви и восхищение возможно лишь идеализацией и очарованием другим, ожидая взаимности. Отсутствие внешнего подтверждения о своей значимости самооценка снижается еще ниже, так как она зависит от мнение других людей, а не от собственных ценностей. Внутренняя ценность — это непозволительная роскошь для людей имеющие данную психологию. Роскошь которой ребенок был обделен, а именно поддержкой, признанием, любовью родителей, которая могла бы помочь справляться со сложными ситуациями в жизни придавая смысл эмоций и их существования.

Так не просто устроена психика и коммуникация между детьми и родителями. Можно ощущать себя плохим, а на следующий день никчемным, ужасным. Взрослея тот разный опыт, который был в детстве навсегда останется с нами, ощущения, воспоминания, чувства. Вопрос каким он будет- интегрированным и ассимилированным, или застывшим как восковая фигура не имеющая возможность пошевелиться так как хочется. Золотым и наблюдающим за тем, как мимо проходит жизнь, пугаясь, стыдясь, жить в здесь и сейчас. Вопрос философский, располагающий к размышлению.



 

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page